Колыма опустошит Холодильник?
Сотрудничество с шансонье Юрием Истоминым обернулось для крупнейшего интернет-ритейлера России многомиллионными потерями.
Журналисты не очень любят освещать дела, слушающиеся в арбитражных судах: слишком мало драйва — рутинные хозяйственные споры, никаких тебе перестрелок, миллиардных хищений и захватов преступников бойцами ОМОН, зато в избытке наличествуют малопонятные рядовому читателю специфические финансовые термины. Скучно, да и разобраться сложно. Однако история тяжбы компаний «Эдил-Импорт» с одной стороны и «Юсиэф Партнерс Лимитед» — с другой явно стоит особняком в этом ряду. Причин тому две. Первая заключается в том, что ООО «Эдил-Импорт» — владелец одного из крупнейших онлайн-магазинов бытовой техники в зоне Рунета — Холодильник.ру. А вторая кроется в самой невероятной истории последнего времени, которая, развиваясь вопреки всем законам здравого смысла, в итоге привела известную компанию в суд.
Основатель популярнейшего интернет-магазина Холодильник.ру и гендиректор компании «Эдил-Импорт» Валерий Ковалев построил свой бизнес с нуля. В 1990-х годах, будучи студентом, он арендовал часть помещения магазина, затем перешел к торговле холодильным оборудованием, а в 2003 году перевел часть бизнеса в Сеть, дав начало одному из самых успешных проектов российского интернет-ритейла, ныне регулярно входящему в первую десятку профильного рейтинга Forbes.
Несмотря на успешный бизнес, глава Холодильника.ру, что называется, «не забронзовел», он не чурается запросто общаться на форуме с пользователями своего интернет-магазина и поступающую по «электронке» корреспонденцию также часто просматривает лично. Именно по электронной почте, как вспоминают в компании, и пришло в 2011 году заманчивое предложение о сотрудничестве от некоего Юрия Истомина. Общение продолжилось в очном режиме. Предлагавший помощь в продаже бизнеса Юрий Истомин ко всему прочему оказался автором и исполнителем «русского шансона». Приехав Москву в начале 1990-х из далекой северной Инты, молодой человек занялся сочинением блатных песен, как нельзя лучше отвечавших духу неспокойного времени. Придумав псевдоним Колыма, сначала он воспевал «воровские» законы, а потом переключился на «армейский попс» и надрывный шансон. Альбомы «За тех, кто там», «Москва Бандитская», «Пацаны», «Дембеля» даже пользовались успехом у определенной публики. Со временем шансонье обзавелся полезными знакомствами и занялся бизнесом. Одним из основных его занятий стала продажа компаний.
Напористый, коммуникабельный, имевший хорошие связи в деловых кругах, он организовывал встречи с банкирами, представителями крупных компаний по поводу продажи Холодильник. ру, но покупатель все не находился. И тогда Истомин предложил провести рекламную кампанию, которая бы повысила популярность и ликвидность актива. Естественно — с размахом. В эфире лучших телеканалов, под управлением лучших медиапланеров. Стоимостью $10 млн. Ссылаясь на свои связи в мире рекламы, шансонье-посредник вызвался организовать весь процесс.
Наверное, сейчас Валерий Ковалев спрашивает себя, как он, опытный бизнесмен, тогда не разглядел ловушки? Возможно, причина в том, что, создавая компанию, во главу угла он ставил честность в отношениях в контрагентами, благодаря чему большинство из них считают Холодильник.ру идеальным партнером. Поэтому, вероятно, Ковалев просто не мог предположить, что из красивой идеи может получиться столь уродливый перевертыш, а некоторые тревожные «звоночки» относил на счет вполне естественного для начала любого сотрудничества процесса притирки.
Как рассказали «Росбалту» представители онлайн-ритейлера, договор на организацию рекламной кампании был заключен с ЗАО «ОМД Медиа Дирекшн», входящем в группу одного из лидеров рекламного рынка американской компании BBDO. Был составлен и утвержден список контрагентов, определена стоимость размещения рекламы. Действуя в качестве заказчика, Холодильник.ру перечислил «ОМД Медиа Дирекшн» 134 млн рублей — полную предоплату за работы, в том числе 3 млн агентского вознаграждения. Еще 3 млн было заплачено за производство 20-секундного рекламного ролика. Дальше начался абсурд — в телеэфир начали выходить его обрезки по 5 секунд и в гораздо меньших объемах, чем было запланировано.
Естественно, заказчик возмутился. Был поднят вопрос о необходимости изготовить качественные 5-секундные видеоролики. Истомин взялся сочинять новые слоганы, но их уровень оказался таков, что Ковалеву пришлось привлечь для исправления ситуации сотрудников собственной PR-службы, а также лично включиться в процесс их написания, как, впрочем, и в разработку концепции всей серии роликов, которые с июля 2013 года стали демонстрироваться на телеканалах.
А в ноябре 2013 года компания выяснила, что ролики вышли в эфир не в полном объеме, а стоимость их показов значительно меньше 134 млн рублей, которые ранее были перечислены «ОМД Медиа Дирекшн» за рекламу. Холодильник.ру обратился к партнерам с предложением урегулировать ситуацию, однако отдавать деньги те не захотели. Чтобы вернуть свои неизрасходованные средства, «Эдил-Импорт» обратилось в суд.
Но это далеко не конец истории. Невероятные открытия, буквально посыпавшиеся на Холодильник.ру, утвердили его руководство в мысли, что сотрудничество с Истоминым было огромной ошибкой. Как говорится, следите за руками.
Во-первых, рекламный медиаплан для Холодильника.ру, составленный шанcонье и оцененный им в $10 млн, после проверки в независимом рекламном агентстве «похудел» ровно вдвое — до $5 млн. Во-вторых, 134 млн рублей, которые интернет-ритейлер перечислил ЗАО «ОМД Медиа Дирекшн», с его счетов, естественно, уже ушли. Подписав документы о сотрудничестве с Холодильником.ру, «Медиа Дирекшн» сразу же, нарушив условия сделки, заключило договор на рекламу с ЗАО «Код оф трейд», которому направило 131 млн рублей из денег интернет-магазина. В свою очередь «Код оф трейд» 32 млн рублей перечислило за рекламу, 23 млн оставило на своем счету, а 76 млн перевело некоему ООО «Медиа Капитал», привлеченному в качестве контрагенета и не несущему какой-либо ответственности перед заказчиком, что к тому же противоречило договору.
Следы этих 76 млн не удается найти до сих пор. Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела, они буквально растворились во множестве переводов на счета многочисленных фирм-однодневок. В этой хитроумной схеме разбирается ОМВД по Тверскому району Москвы в рамках уголовного дела, по которому ООО «Эдил-Импорт» признано потерпевшим. Правда, пока дело расследуется не слишком активно, отмечают в компании, виновные до сих пор не установлены.
Примечательно, что ООО «Медиа Капитал», со счетов которого «испарились» 76 млн рублей, по некоторым данным, по сути подконтрольно Истомину, при этом не ведет финансово-хозяйственной деятельности и не имеет каких-либо активов, а сделка с Холодильник.ру была его единственной сделкой. А вот «ОМД Медиа Дирекшн» и ЗАО «Код оф трейд» совершенно точно входят в рекламную группу BBDO Group, председателем совета директоров которой является Элла Стюарт — супруга Юрия Истомина. Так что, говоря о своих хороших связях в мире рекламы, шансонье точно не обманывал, без этого он бы не смог так «пустить пыль» в глаза Холодильнику.ру.
Но и это не все сюрпризы, связанные с поющим «бизнесменом». Как оказалось, через пять месяцев после начала рекламной кампании, уже в октябре 2013 года, Юрий Истомин уведомил Российское авторское общество о своем авторстве на сценарий и тексты роликов с рекламой Холодильника.ру, а затем передал права на них кипрской компании «Юсиэф Партнерс Лимитед» (UCF Partners Limited). Недолго думая, UCF подала в суд и потребовала с компании Холодильник.ру 461 млн 640 тыс. рублей компенсации за якобы имеющееся нарушение своих прав. В деле наличествуют документы, что генеральным представителем UCF является все тот же Истомин (причем в открытых источниках он даже называет себя старшим партнером этой фирмы), а в качестве третьего лица привлекается одна из компаний, входящих в медиа-группу его супруги Эллы Стюарт. Это, впрочем, уже даже не удивляет, поражает другое: цена иска, ведь стоимость всей рекламной кампании Холодильника.ру по актам выполненных работ составила 32 млн рублей, а цена роликов — $100 тыс.
Арбитраж первой инстанции UCF проиграл — суд не нашел доказательств авторства Истомина. Однако апелляционная инстанция неожиданно требования кипрского офшора удовлетворила, обязав Холодильник.ру выплатить 461 млн 640 тыс. рублей компенсации и 203 тыс. рублей госпошлины. Такая вот «деофшоризация» наоборот. Молниеносность, с которой сработали медлительные в большинстве случаев судебные приставы, поражает не менее, чем решение суда:13 декабря 2016 года со счетов «Эдил Импорт» ФССП списала 71 млн рублей, а уже 15 декабря 60 из них оказались переведены на зарубежные счета «Юсиэф Партнерс Лимитед».
Решение Девятого арбитражного суда Холодильник.ру обжаловал. Юристы интернет-ритейлера в очередной раз повторяют: Холодильник.ру являлся добросовестным участником сделки — компания оплатила производство роликов и музыки к ним, ее сотрудники самостоятельно придумали тексты слоганов, кроме того, попав в семейно-финансовую схему Истомина-Стюарт, Холодильник.ру лишился десятков миллионов рублей.
Между тем, сотрудники интернет-ритейлера обратились к главному федеральному инспектору по Москве аппарата полномочного представителя президента России в ЦФО Владимиру Лавленцеву. Они обеспокоены несправедливым, на их взгляд, судебным решением в пользу иностранной компании, не выплачивающей налоги на территории России и размещенной в офшоре, в то время, как их работодатель — Холодильник.ру — обеспечивает рабочими местами более чем тысячу человек и только в 2015 году заплатил в российский бюджет 500 млн рублей налогов.
Обидно, что в данной ситуации под ударом оказалась не просто успешная компания, а тысячи ее сотрудников и их семей, а закон об авторском праве, призванный защищать авторов от недобросовестных коммерсантов, стал игрушкой в руках офшорных компаний, использовавших его для собственного обогащения.
Сергей Петров
Источник: