Эксперт: российские бренды благодаря продэмбарго смогли укрепиться


© РИА Новости. Михаил ВоскресенскийПерейти в фотобанк

МОСКВА, 5 авг — РИА Новости. Российские бренды за время действия продовольственного эмбарго смогли укрепиться, на них появился спрос со стороны потребителей, и это может стать барьером для возвращения на рынки прежних поставщиков в случае отмены эмбарго, считает заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Татьяна Радченко.


© РИА Новости. Владимир ПесняПерейти в фотобанкПродэмбарго-2: удвоение производства российских сыров и устрицы из Крыма

«Можно отметить ряд тенденций, которые могут создавать барьеры для скорого возвращения прежних поставщиков в Россию в случае отмены эмбарго. Во-первых, на конечных продовольственных рынках появились и уже укрепились отечественные и белорусские бренды, на которые и переключились российские потребители», — сказала Радченко в интервью РИА Новости.

Отношения России и Запада осложнились из-за ситуации на Украине. В конце июля 2014 года ЕС и США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний перешли к мерам против целых секторов российской экономики. В ответ РФ ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции.

Под запрет попали мясо, колбасы, рыба, морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция. В июне 2015 года в ответ на продление санкций Россия пролонгировала продуктовое эмбарго на год — до 5 августа 2016 года. В начале июля продэмбарго было продлено до конца 2017 года.

Рубль, конкуренция и производственные мощности помешают возвращению в Россию

Замглавы Аналитического центра привела пример других препятствий, с которыми могут столкнуться производители Америки и Европы, если захотят и если смогут вернуться в Россию. «Розничные сети нашли новых поставщиков продукции, а пересмотр контрактов с ними потребует дополнительного времени», — рассуждает она.

«В-третьих, девальвация российского рубля к доллару с августа 2014 года к декабрю 2015 года в 51% в принципе удорожает любую иностранную продукцию. Поэтому обратное переключение — с российских на прежних иностранных поставщиков — будет возможно, только если те предложат более низкие цены, что в условиях текущего курса евро и доллара вряд ли возможно», — добавила Радченко.

Кроме того, по ее словам, пока нет свидетельств в пользу того, что в странах, на которые распространяется контрмеры, наблюдается кризис перепроизводства продовольственной продукции, что стимулировало бы производителей к значительному снижению своих цен для возвращения на российский рынок. «Хотя этот риск действительно есть», — отметила эксперт.

Обратная сторона эмбарго

Несмотря на рост производства сельскохозяйственной продукции в последние годы, вклад в который внесло и продэмбарго, тем не менее не обошлось без негатива для российской экономики.


© Управление Россельхознадзора по Брянской областиПерейти в фотобанкЭксперт: продление продэмбарго не приведет к дальнейшему росту цен

«В самом начале действия эмбарго были некоторые проблемы с поставкой зарубежных семян и генетического материала. Но в целом существенного отрицательного результата воздействия продовольственных контрсанкций не отмечается», — говорит Радченко.

Отрицательное влияние эмбарго на продовольственные рынки, которое особенно усилилось в течение 2016 года, заключается, по ее словам, в сокращении реальных доходов населения — на 4% в 2015 году по отношению к 2014 году, а за шесть месяцев текущего года снижение составило 5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

«Другой эффект — сжатие потребительского спроса. Население не только меньше тратит в реальном выражении, но и пересматривает свое потребление в сторону более дешевого сегмента продуктов питания», — указывает эксперт.

Кроме того, после введения Россией ответных санкций в стране резко возросла продовольственная инфляция. В 2015 году она усилилась в связи с девальвацией российской национальной валюты, однако затем последовательно замедлялась.

«По нашим оценкам, влияние эмбарго на продовольственные цены было исчерпано уже к середине 2015 года. К этому моменту выпавшее предложение на рынках продуктов питания было в значительной степени замещено продукцией иных производителей, в том числе поставщиками из иных стран», — отмечает собеседник агентства.

Что нужно российскому АПК?

По мнению Радченко, для поддержки отечественного сельского хозяйства необходимо ориентировать российских производителей на экспортные рынки. «Государственная поддержка экспорта продовольствия должна стать одним из приоритетов госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года по всему спектру продукции», — подчеркнула она.

Особенно, добавила эксперт, это касается мяса, рыбы. «В противном случае спрос на нее внутри страны будет стагнировать и не позволит обеспечить рост сектора, — а также продуктов их углубленной переработки», — предупреждает замглавы Аналитического центра.


© AP Photo/ Vitalie PlotnicМинэкономразвития: продэмбарго лишило Запад рынка на $8,6 млрд в год

При этом, продолжает она, господдержка должна быть направлена на обеспечение качества и безопасности продукции, стандартизации и брендирования продукции, развитие адаптированного под различные экспортные рынки товарного ряда продукции, содействие максимально быстрому получению прав на поставки на рынки зарубежных стран.

Кроме того, в контексте развития экспорта в страны, где к условиям выращивания продукции предъявляются иные, чем в России, требования, можно было бы поставить вопрос о приемлемости генно-модифицированных культур в кормовых целях.

«Это частично могло бы снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность российской продукции за рубежом. Мы понимаем, что это очень спорная, и в значительной степени непопулярная мера, но задаться этим вопросом самое время», — поясняет Радченко.

Источник: ria.ru

Добавить комментарий