Топ-менеджер химического гиганта, по сообщениям СМИ, может избежать уголовного преследования из-за «непонятной лояльности» областной прокуратуры.
Постулат о всеобщем равенстве перед законом в России по-прежнему работает не всегда и не для всех. Именно этим прискорбным фактом, вероятно, можно объяснить назревающий скандал в правоохранительных органах Самарской области, где из-за позиции областной прокуратуры, возможно, не будет возбуждено дело против человека, задержанного с наркотиками. Стоит, правда, добавить, что речь, конечно, идет не о рядовом гражданине, а о финдиректоре «Тольяттиазота» Николае Неплюеве.
Пикантность ситуации добавляет и то, что эта странная история начала разворачиваться одновременно с проведением в России Международного антинаркотического форума, в рамках которого представители разных стран обсуждали важность наращивания борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Кстати, необходимость усилить ответственность за этот вид преступлений неоднократно подчеркивал и президент Владимир Путин. Однако складывается впечатление, что до прокуратуры Самарской области все эти сигналы не доходят.
Директора по финансам и экономике ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) Николая Неплюева задержали рано утром 23 января у подъезда его дома в Тольятти — в рамках оперативной операции, поводом для проведения которой стала поступившая к сотрудникам уголовного розыска информация, что топ-менеджер занимается противоправной деятельностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков, употребляет и хранит наркотическое вещество. Взяли его с поличным — с двумя пакетами с кокаином. Для обычного человека ситуация развивалась бы следующим образом: экспертиза, предварительное расследование — где купили, для чего или для кого, употребляете сами или с кем-то, передавали ли кому-дибо наркотики, а затем — возбуждение уголовного дела.
Но это в случае с рядовым гражданином. А в ситуации с финдиректором химического гиганта Николаем Неплюевым события стали разворачиваться по иному сценарию. Полицейские собиралась возбудить дело, но тут материалы затребовала облпрокуратура и фактически стала блокировать расследование.
Конечно, когда человека задерживают с поличным, повод для невозбуждения дела найти достаточно сложно. Но неожиданно и как нельзя более кстати на различных интернет-ресурсах (по одной из версий — с подачи ТоАЗа, пытающегося избежать «наркотического скандала» с одним из своих топ-менеджеров в главной роли) стали появляться материалы о том, что наркотики Неплюеву могли подбросить, а причастны к этому якобы некие силы, стремящиеся дестабилизировать работу предприятия и «выбить из седла» его руководство. При таком повороте сюжета позиция Самарской облпрокуратуры — надзирающего за исполнением закона ведомства — вроде бы уже не должна казаться странной. Однако эта красивая «схема обеления» начисто разбивается об один факт, замалчивающийся в этих публикациях.
Дело в том, что сразу после задержания Николай Неплюев — в точном соответствии с обычной в таких случаях процедурой — был направлен на медицинское освидетельствование. Результаты анализов «биологических сред» Неплюева сомнений не оставляют: в организме финдиректора ТоАЗа был обнаружен кокаин. Причина, по которой в публикациях нет ни слова о результатах анализов, проста — подбросить наркотик в организм Неплюева оперативники не могли.
Однако, несмотря на очевидность ситуации, прокуратура продолжает блокировать возбуждение дела. Между тем, тольяттинские полицейские заявляют о намерении обратиться в Генпрокуратуру и к президенту России. По их словам, в связи с историей с Неплюевым на них оказывается беспрецедентное давление. Кроме того, они обращают внимание на непонятную лояльность, которую, по их мнению, проявляет Самарская облпрокуратура в делах, так или иначе связанных с «Тольяттиазотом», а также на то, что в эти скандальные ситуации надзорное ведомство оказалось втянутым менее чем через год после того, как его главой стал Константин Букреев.
До назначения на эту должность Букреев работал в Москве — в Управлении Генпрокуратуры по ЦФО. Примечательно, что в прокуратуре одного из субъектов ЦФО в московском регионе и поныне трудится родной брат Николая Неплюева Александр.
Напомним, в последнее время достоянием гласности стали несколько неприятных историй, в которых фигурировали ТоАЗ и его руководство. В частности — замалчивание утечек аммиака в цехе № 13, продолжавшихся несколько лет и грозивших региону техногенной катастрофой с непредсказуемыми последствиями, и скандал с раскрытием Росфинмониторингом схемы, по которой ООО «МСА Строй» осуществляла хищение средств «Тольяттиазота» путем «завышения расценок на строительно-монтажные работы и применения некачественных материалов при строительстве» с последующим обналичиванием через фирмы-однодневки и выводом за рубеж сотен миллионов рублей. СМИ также сообщали об обнаружении на территории ТоАЗа, которую арендовало то же ООО «МСА Строй», схрона боеприпасов и экстремистской литературы, после чего подключившаяся к делу ФСБ задержала двоих человек по подозрению к причастности к запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». В первых двух случаях областное надзорное ведомство в возбуждении уголовных дел отказало, а материалы последнего расследования пока изучает.
Складывается впечатление, что история с задержанием с наркотиками Николая Неплюева весьма органично встраивается в эту цепочку. Между тем, она вызвала большой резонанс в Самарской области, и, как сообщают источники в регионе, сейчас общественные организации готовят запросы в местные и федеральные ведомства о том, почему блюстители закона так упорно защищают человека, задержанного с наркотиками.
Источник — ИА «Национальные интересы»
Источник: