Кто портит челябинцам воздух?

Проблемы с экологией в регионе создают уже действующие предприятия и уплотнительная застройка, в то время как строительство ГОКа сможет улучшить ситуацию.

Региональные активисты ополчились против строительства Томкинского горно-обогатительного комбината, считая его угрозой экологии Челябинской области. Однако проблемы с экологией в регионе создают уже действующие предприятия и уплотнительная застройка, в то время как строительство ГОКа сможет, напротив, немного улучшить ситуацию.

В Общественной палате Челябинской области обсудили проблему загрязнения воздуха, которую жители региона считают одной из основных.

На территории города находится сразу несколько вредных производств — от металлургических заводов до химических предприятий. В этом году в городе стартует пилотный проект Росприроднадзора. По рекомендации ведомства, на промышленных предприятиях установят датчики, которые будут фиксировать состояние воздуха и отслеживать вредные выбросы. Данные будут поступать в единую информационную сеть, где их будут сравнивать с данными стационарных постов экологического мониторинга.

Проект Росприроднадзора поможет выявить предприятия, которые не зарегистрированы как вредные, но на деле выбрасывают в атмосферу до 20% всех вредных веществ, отметил председатель комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов. Он рассказал, что 30 января представители комитета вместе с жителями города пытались найти источник химического запаха, на который шли жалобы. Подозрение пало на завод по производству пластмассовых игрушек, который расположен в центре города.

«Из-за существующего законодательства страдают предприятия, которые работают в открытую, несмотря на то, что они предпринимают шаги по улучшению экологической ситуации. При этом „серый“ бизнес, который „гадит втихую“, никакой ответственности не несет», — подчеркнул председатель Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин.

Но, по мнению замгубернатора Челябинской области Сергея Сушкова, воздух отравляют не только предприятия. Одним из источников вредных выбросов чиновник назвал городскую свалку, которая находится в непосредственной близости от реки Миасс. Она растянулась на 100 гектар, и выбрасывает в атмосферу значительное количество метана, который впоследствии превращается в формальдегид.

Свалка находится здесь больше полувека. В 1992 году его хотели закрыть, но не закрыли. Полигон и по сей день принимает отходы. По словам Сушкова, в 2018 году свалку, наконец, закроют, а в последующие два года в рамках приоритетного проекта «Чистая страна» проведут рекультивацию.

Кроме того, по словам вице-губернатора, загрязняет воздух в регионе автомобильный транспорт и некачественное топливо, угольные котельные в черте города и сортировка вагонов на вокзале, вредные реагенты и «убийство» зеленого пояса вдоль дорог при их расширении, Коркинский разрез, на котором необходимо решать проблему эндогенных пожаров.

«Центр города не продувается из-за решений, принятых определенными руководителями», — заявил Сушков в ходе заседания. По мнению чиновника, экс-губернатор Михаил Юревич допускал в Челябинске уплотнительную застройку. По периметру города росли целые микрорайоны, которые теперь преграждают путь воздуху на входе в город.

Смог от пожаров, которые время от времени возникают в Коркинском разрезе, содержит бензопирен и сероводород, и тоже загрязняет атмосферу.

«Несанкционированные свалки, качество уборки придомовых территорий — проблемы, которые можно наглядно зафиксировать и быстро повлиять на их решение. А вырубка зеленых насаждений — просто бич для Челябинска», — отметил член Общественной палаты России, руководитель эко-движения «Время Че» Феликс Панов.

К решению проблем нужно подключить все экологические движения, настроить систему общественного контроля, считает он.

Но вместо того, чтобы объединиться против существующих проблем, часть экологических активистов города борется с несуществующими, считают эксперты. Например, против Томкинского горно-обогатительного комбината (ГОК), который только собираются построить.

Между тем проект прошел все положенные по закону экологические экспертизы. Более того, строительство ГОК позволит, наконец, решить застарелую проблему Коркинского разреза — одну из самых болезненных для экологии региона.

Так, согласно разработанной «Русской медной компании» (РМК) рекультивационной схеме, «хвосты», образующиеся на ГОК, будут переработаны в пульпу, которую транспортируют по пульпопроводу от до Коркинского разреза — около 15 километров. Именно эта пульпа послужит укрепляющим материалом для стенок карьера, позволит предотвратить их обрушение, и запечатает горящие подземные очаги. Примечательно, что компания готова целиком оплатить проект рекультивации, включая постройку пульпопроводов.

После завершения работ на месте огромной и отравляющий город угольной выработки появится озеро с укрепленными благоустроенными берегами.

Дарья Истомина

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий