Среди городских чиновников нет единого мнения о том, как решать проблему с аварийным расслением жилья, отмечают СМИ.
В Новосибирске буксуют программы расселения жилья, а мэрия авансирует застройщиков, срывающих сроки сдачи. Похоже, в муниципалитете нет единой позиции по проблеме: один из ключевых чиновников строительного блока Анатолий Мотыга срывает план закупки в проблемных домах компании «Дискус».
В Новосибирске действует несколько программ, в рамках которых людей переселяют из старого жилья в новое. В основном это расселение ветхого и аварийного жилья, а также развитие застроенных территорий. Программы софинансируются из федерального и областного бюджетов, но исполнителем выступает мэрия в лице управления по жилищным вопросам, руководителем которого мэр Анатолий Локоть в сентябре 2014 года назначил Дмитрия Рыбалко.
Управление закупает квартиры у застройщиков. Выбор контрагентов у мэрии ограничен ценой в 38 тысяч за квадратный метр: несмотря на проседание рынка, мало кто готов продавать жилье по такой стоимости. Однако с 2016 года в закупках квартир для муниципальных нужд все больше странностей, наводящих на мысль, что условия совсем не так уж невыгодны для строителей. Особенно для проблемных.
В нынешнем сентябре должна была закончиться федеральная программа по расселению жилья, признанного аварийным по состоянию на 1 января 2012 года. Среди прочего, в рамках программы мэрия купила в мае 2016-го 11 однокомнатных квартир в микрорайоне «Новомарусино». По условиям контракта, застройщик (компания «Доступное жилье Новосибирск») должен был ввести квартиры в эксплуатацию не позднее 31 марта 2017 года и передать их по акту приемки-передачи не позднее 31 декабря. Странно уже то, что передача квартир была предусмотрена с четырехмесячным отставанием от программы, итоги которой должны были подводить в сентябре. Но это полбеды: к концу марта квартиры не были достроены. И деньги за них в бюджет не вернулись. Фактически чиновники использовали деньги областного и городского бюджетов для авансирования застройщика. При этом на рынке квартиры в «Новомарусино» можно купить по 35 000 за квадрат, а мэрия заплатила по 38 000. И пока что ни денег, ни квартир.
Похожим образом сложилась история с покупкой пяти квартир у компании «НСК-Девелопмент», застройщика жилого комплекса «Рихард». По условиям договора, жилье, оплаченное в 2016 году, может быть передано только к концу 2018 года. Ждущие этих квартир новосибирцы живут в аварийных домах, а застройщик тем временем может два года крутить государственные деньги, полученные авансом. К тому моменту, когда дело дойдет до передачи квартир, компания может уже обанкротиться.
В коридорах городской власти последние два года часто говорили о разных путях поддержки застройщиков, испытывающих трудности. В том числе и тех, кто должен городу за аренду земли, как бы странно это ни звучало. В случае с «Новомарусино» теперь мы видим, как это работает. Застройщик, накопивший долги перед бюджетом, получает бюджетные средства и оказывается не в состоянии их отработать. Но там на кону стоят всего лишь 11 квартир. А сейчас завершается конкурс на покупку более 120 квартир в рамках программы развития застроенных территорий. Источники ЦДЖ в мэрии утверждают, что конкурсная документация прописана под недвижимость, которой торгуют юрлица группы компаний «Дискус» депутата горсовета Алексея Джулая.
До сих пор мэрия покупала либо готовое жилье, либо строящееся по договорам долевого участия, которые можно регистрировать в органах юстиции. В документах по ныне завершающимся аукционам используется принципиально новое описание объектов закупки: «Приобретение жилых помещений (квартир), которые будут созданы в будущем». Источники ЦДЖ приписывают авторство этой замысловатой формулировки начальнику департамента правовой и кадровой работы мэрии Маргарите Масловой. А смысл изменения в том, чтобы допустить к аукциону поставщиков квартир, строящихся без ДДУ. Новосибирская альтернатива ДДУ— кооперативные схемы, на которых построен строительный бизнес «Дискуса». И закупка квартир разбита аж на 13 лотов, чтобы поставщиками могли выступать разные юрлица, коих в империи Джулая множество.
На компании «Дискус плюс» и «Дискус-строй» приходится львиная доля совокупной задолженности новосибирских застройщиков за аренду земли. Можно предположить, что кто-то в мэрии решил помочь застройщику в бедственном положении: купить квартиры за счет бюджета, чтобы помочь рассчитаться с городом. Такое примитивное перекладывание денег из кармана в карман, а транзитом — поддержка крупного участника строительной отрасли. Правда, на примере с «Новомарусино» чиновники должны были увидеть, что при таком перекладывании деньги из одного кармана до другого могут и не дойти, по крайней мере своевременно. В случае же с «Дискусом» перспективы еще мрачней. Об этом можно судить по внутреннему расколу в мэрии: чиновники, причастные к истории, разделились на два лагеря. В то время, когда одни готовили аукционы под «Дискус» (кроме описания закупки, об этом говорит и экономика аукциона, и квадратура требуемых квартир), другие пытались торпедировать проект.
В распоряжении редакции оказалась копия письма руководителя управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Анатолия Мотыги о положении дел «Дискуса» на строительстве микрорайона «Просторный» в Кировском районе. Письмо адресовано вице-мэру Алексею Кондратьеву, но копии документа разошлись по разным подразделениям мэрии; знакомы с ним и депутаты горсовета, опрошенные ЦДЖ.
На двух страницах письма Мотыга описывает проблемные вопросы, препятствующие вводу домов на «Просторном». Перечислим их кратко. У котельной, снабжающей «Просторный», нет паспорта готовности от Ростехнадзора, что ставит под вопрос отопительный сезон. Не получены разрешения на строительство теплотрасс, водоводов, канализации, кабельной линии и автодорог в микрорайоне (впрочем, дороги, оговоренные техусловиями, так и не построены, за исключением участка 3-го Бронного переулка). Электроснабжение идет по временной схеме. В домах не возведены тамбуры входных групп, предусмотренные проектом. Часть сетей выстроены в охранных зонах «Горводоканала» без согласования с монополистом. Не получены разрешения на строительство подземных 16 автопарковок; проекты трех строящихся парковок застройщик самовольно изменил.
«Вишенка на торте» — Мотыга констатирует: «Застройщиком осуществлено самовольное заселение 14 жилых домов в данном жилмассиве при их технической неготовности к эксплуатации, поскольку строительно-монтажные работы в полном объеме на этих объектах не завершены, что также несет угрозу безопасности для проживающих в них лиц». «Считаю необходимым довести до вашего внимания вышеуказанные факты, чтобы при рассмотрении вопроса приобретения квартир в строящихся жилых домах жилмассива „Просторный“ для размещения в них жителей, переселяемых по программе расселения из ветхого и аварийного жилья, вы могли бы более взвешенно подойти к принятию необходимого решения», — пишет глава УАСИ вице-мэру Кондратьеву.
Письмо датировано маем, но его широко распространили в кулуарах лишь в последние недели, поскольку аукционы, доступные для «Дискуса», все же пошли. Актуальность проблем застройщика сохраняется. Мотыга однозначно дает понять, что с такими нарушениями Джулай дома на «Просторном» не сдаст. Может быть, социальные контракты застройщику нужны как раз для того, чтобы «продавливать» власть: принимайте дома, иначе расселение будет сорвано. Очевидно, Мотыга хотел бы избежать такого давления. И черт с ней, с корпоративной этикой. Каждый руководитель структурного подразделения мэрии волен сам решать, какой риск брать на себя при участии в странных схемах.
Источник — информационно-аналитическое агентство «Центр деловой жизни»
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: