© Fotolia/ Gina Sanders
МОСКВА, 31 мар — РИА Новости, Наталья Дембинская. Настроения российских потребителей впервые с 2014 года оказались буквально в одном шаге от позитива. За прошедший год Индекс потребительских настроений вырос до 100 пунктов (в феврале прошлого года он составлял 69 пунктов). Таковы результаты всероссийского исследования компании GfK, проведенного в первом квартале 2017 года.
Набиуллина: рост потребления не должен быть слишком быстрымВ GfK поясняют: нынешнее значение показателя — это граница, которая разделяет негативную и позитивную зону оценки потребителями ситуации в экономике и собственных финансах. Значение индекса может варьироваться от 0 до 200 пунктов. Интервал от 0 от 99 — «пессимистическая оценка»: это значит, что население считает, что ситуация ухудшается. Когда значение равно 100 пунктам, доля положительных и отрицательных оценок одинакова.
Консервативные горожане
Но 100 — это среднее по стране. Пять из девяти регионов (восемь федеральных округов и Москва) оказались в зоне оптимизма.
«Быстрее других индекс восстанавливался на Урале, в Сибири и Москве», — отметил гендиректор GfK Rus Александр Демидов.
Авторы также отмечают, что впервые за время исследований более позитивно настроенными оказались жители «сельской» России (Индекс потребительских настроений — 105 пунктов), тогда как горожане более консервативны (98 пунктов).Кризис — время возможностей: как российский ритейл пережил 2016 год
Продавцы уверяют: они учитывают падающие доходы россиян и пересматривают цены в сторону снижения
Дешевые продукты
Одна из основных стратегий экономии — отказ от запланированных покупок товаров длительного пользования. Например, лишь 8% россиян собираются в ближайшие два года купить автомобиль.
По подсчетам Nielsen, если на обновление техники стали меньше тратить 49% россиян, а основной статьей экономии стала одежда (59%), то 53% граждан России предпочли экономить на еде, переходя на более дешевые продукты питания.
Потребительское поведение значительно изменилось в связи с экономической ситуацией, подтверждают в одной из крупнейших продуктовых сетей.
Александр КряжевПерейти в фотобанкПокупатели в продуктовом магазине
«Оптимизируя бюджет, многие покупают лишь необходимые товары, значительно выросли и объемы продаж товаров под собственной торговой маркой (СТМ), которые попадают в категорию товаров с самой низкой ценой», — рассказала представитель компании.
Стабилизировались на дне
По оценкам Национальной ассоциации сетевой торговли (НАСТ), объединяющей средних и крупных игроков непродуктового ретейла, последние несколько месяцев покупательская способность не растет, а стагнирует.
«Отрасль сейчас стабилизируется, но это стабилизация дна. В принципе, нас это устраивает — и мы, и потребители научились в этом жить. Ниже падать уже некуда», — отметила Лия Левинбук, заместитель исполнительного директора ассоциации.
В отрасли уповают на дальнейшую стабильность рубля и боятся усиления налоговой нагрузки, отмечая, что негативные внешние воздействия, безусловно, скажутся на потребителях.
Привыкание и ожидание
На то, что россияне пока не готовы открывать кошелек широко, указывают и подсчеты Romir относительно среднего чека. В феврале этого года среднестатистический российский горожанин за один поход в продовольственный магазин потратил 531 рубля. Относительно января чек потерял два рубля, но за год вырос на 6,4%.
© Fotolia/ industrieblickКасса в супермаркете
«Рост чека уверенно превосходит накопленную за этот период инфляцию в 4,6%», — указывают аналитики Romir.
Впрочем, до значений двухлетней давности — 570 рублей — ему еще далеко. Покупатели все реже ходят в обычные супермаркеты и все больше в дискаунтеры, активно ищут лучшие цены и промоакции.
Эксперты GfK констатируют: потребительское поведение населения продолжает оставаться скорее кризисным, его главные черты — привыкание и ожидание: привыкание к жизни в условиях экономического спада и ожидание наметившихся улучшений. Сейчас тех, кто позитивно оценивает перспективы для России, — 55%. Год назад оптимистов было 53%.
Источник: