Можно ли иметь две трудовые книжки

Юридическое значение трудовой книжки установлено в статье 66 Трудового кодекса РФ. Трудовая книжка — это официальный документ, принадлежащий гражданину, содержащий сведения о его трудовой деятельности и трудовом стаже. В трудовую книжку вносятся личные данные работника, такие как фамилия, имя, отчество и дата рождения, а также все служебные передвижения (устройство на работу, перевод на другую работу, повышение в должности, увольнение с работы).

Данный документ должен быть оформлен работодателем на первом месте работе человека за свой счет. Впоследствии стоимость трудовой книжки вычитается из заработной платы работника.

Заполняет, хранит и ведет трудовые книжки также работодатель Работник лишь расписывается в ней, подтверждая правильность внесенных записей. При увольнении, в последний день работы работодатель обязан выдать трудовую книжку на руки работнику.

При устройстве на следующее место работы работник вновь предоставляет трудовую книжку работодателю. На практике граждане часто интересуются, можно иметь ли две трудовые книжки или нет. Ответим на данный вопрос ниже.

Если трудовая книжка утеряна

На практике распространены случаи, когда человек потерял свою трудовую книжку (либо работодатель на прошлом месте работы не выдал её, а работник не захотел тратить силы и время на её возврат). Что же делать в этом случае, и какие последствия могут возникнуть?

На сегодняшний день в пенсионном законодательстве более не используется термин «трудовой стаж», речь идет только о страховом стаже. Иными словами, сейчас стажем признаются только те периоды работы, за которые работодатель перечислял страховые взносы в Пенсионный фонд. Поскольку все сведения о взносах имеются в Пенсионном фонде, то ничего страшного в утере трудовой книжке нет.

В случае утери книжки на новом месте работы работник должен будет написать заявление об оформлении ему новой трудовой книжки в связи с утратой этого документа, а работодатель не вправе ему в этом отказать. Об этом прямо говорит часть 5 статьи 65 ТК РФ. Причем, если впоследствии утерянная книжка все же нашлась, то никаких последствий в виде ответственности за наличие на руках двух трудовых книжек не предусмотрено. Однако стоит учитывать, что при оформлении новой трудовой книжки в связи с утерей предыдущая книжка будет недействительна.

Нежелание сообщать работодателю о предыдущих местах работы

Нередко люди подумывают об оформлении новой трудовой книжки, когда желают по каким-то причинам скрыть свою предыдущую профессиональную деятельность. Например, студенты часто подрабатывают во время учебы не на самых престижных должностях. Впоследствии, по окончании учебы, они не хотят сообщать потенциальным работодателем о прошлой работе, поскольку иногда это может помешать им начать хорошую карьеру.

Такое желание вполне понятно, и в этом случае, если заводится новая трудовая книжка, прямого нарушения закона нет. Вообще, если вторая трудовая книжка не используется для совершения каких-либо противоправных действий (например, мошенничества), то вряд ли возможно привлечение человека к какой-либо ответственности.

Если на месте новой работы узнают, что работник намеренно скрыл старую трудовую книжку (написал ложное заявление об утере ил вообще утверждал что книжки у него нет и не было), то его могут уволить по п.11 ст. 81 ТК РФ (представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора).

Работа по совместительству

Вопрос о возможности иметь две трудовые книжки нередко беспокоит тех, кто собирается работать по совместительству.

Законодательство РФ (статья 60.1 ТК РФ) не запрещает гражданину иметь несколько мест работы, как у разных работодателей, так и совмещая несколько должностей у одного работодателя. При этом в статье 65 ТК РФ определен состав документов, которые должен предоставить работник для приема на работу. Среди них названа трудовая книжка, исключая случаи устройства на работу по совместительству.

Из сказанного можно сделать вывод, что при устройстве на работу по совместительству вовсе не нужно заводить вторую трудовую книжку, более того, это и нецелесообразно, так как закон допускает возможность непредставления трудовой книжки в случае устройства на работу по совместительству.

К тому же наличие двух трудовых книжек в описанной ситуации повлечет трудности с исчислением страхового стажа, а также нарушения налогового законодательства (так как сборы и налоги за постоянного работника и работника по совместительству разные). На основании изложенного не рекомендуется заводить две трудовые книжки при работе по совместительству.

Источник: finansovyesovety.ru

Добавить комментарий